Советы и рекомендации педагогов

Девиз нашей работы "Воспитываем и развиваем вместе". 

В данной рубрике своими советами и рекомендациями с вами поделятся учитель - логопед, педагоги - психологи,

педагоги дополнительного образования, педагог по изодеятельности.

Как подготовить дошкольника к школе. Отвечаем на вопросы родителей

На вопросы родителей воспитанников отвечают учитель – логопед Сержанова О.В. и педагог – психолог Боровкова И.Ю. детского сада.

Вопрос. Что должен знать и уметь ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе (с точки зрения психолога)?

Ответ.

  • В первую очередь ребёнок должен хотеть учиться.
  • Кроме того – уметь слушать и, главное, слышать учителя. Это важнее, чем знать буквы и уметь считать. Начальные навыки чтения и счета тоже не помешают, но рано или поздно их осваивают все дети. Увы, даже к концу четвертого класса не всем удается сосредоточиться и весь урок слушать учителя — с развитием этого навыка время упускать не стоит. 
  • Обратите внимание на умение будущего школьники общаться со сверстниками, ведь ему придется не просто учиться в коллективе, но и взаимодействовать с ним.
  • Ребенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство ответственности перед обществом - семьей, классом.
  • Кроме того, будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ваш ребенок при записи в 1 класс должен:

 • Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членом семьи.

 • Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета

 • Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

 • Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов,

 • Уметь сравнивать группы предметов -   больше, меньше или равно

 • Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

 • Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.

 • Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.

 • Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах

 • Иметь пространственные представления   право, лево, вверх, вниз, пол, над, из-за, из-под чего-либо.

 • Уметь культурно общаться с другими детьми и взрослыми.

 • Слушать старших и выполнять их поручения.

Вопрос. На что обратить внимание при подготовке к школе (с точки зрения логопеда)

Ответ.

  • Правильное произношение звуков.
  • Развитая связная речь, большой словарный запас.
  • Фонематический слух, способность выделять различные фонемы, определять их место в слове.
  • Сформированный грамматический строй речи. Использование развернутых предложений, правильное построение высказываний с учетом числа, рода и падежа, грамотно выстроенные связи слов в предложении.
  • Навыки словообразования. Ребенок должен уметь изменять слова при помощи суффиксов, правильно использовать в речи уменьшительно-ласкательные формы слов, строить прилагательные на основе существительных.
  • Развитые графо-моторные навыки, умение правильно держать карандаш и ручку, штриховать, обводить контур и т.д.

Вопрос. С какого возраста нужно учить детей читать, считать, писать?

Ответ. В идеале с 7-ми лет. Можно и в 5-6, но очень аккуратно. И совершенно точно не раньше 4 лет. В виду особенности развития мозга у детей до 7 лет, им гораздо полезнее для общего интеллектуального развития делать упор на развитие восприятия. Например, лепка, рисование, как можно больше улицы и природы, как можно больше общения со взрослыми и командных и подвижных игр с другими детьми. До 7-ми лет это важнее.

Вопрос. Почему ребенок плохо читает и пишет?

Ответ. Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются, и ребенок концентрируется на понимании смысла текста.

Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Хорошо, если до школы и в 1 классе вы будете читать вместе с ребенком старые добрые сказки, которые помогут вам воспитать отзывчивого, чуткого, скромного человека.

Подобные проблемы могут возникать и с письмом.

До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.

Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех учащихся, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции), гиперактивность.

Вопрос. Как правильно научить ребенка читать и писать?

Ответ. В основе обучения чтению лежит не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например (М), следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК. С образом буквы знакомить не ранее 5-6 лет, т.к. физиологическая готовность ребенка и прежде всего органа зрения на восприятие слова формируется к школьному возрасту. Важнее научить ребенка звуковому анализу и синтезу: выделению звуков в слове, определению порядка и количества звуков в слове, различать гласные и согласные звуки, слышать твердость и мягкость согласного. Важны и неречевые навыки: ориентировка в пространстве, хорошая зрительная и слуховая память, чувство ритма, развитая мелкая моторика, активное мышление. Именно хорошее развитие этих компонентов у ребенка позволит овладеть грамотой в короткое время.

Если у ребёнка наблюдается нарушение звукопроизношения, то приступать к чтению нарушенных звуков необходимо после их постановки и автоматизации.

Правильное чтение – это чтение слогами. После автоматизации навыка чтения слогов переходят к чтению слов по нарастанию сложности (от простого к сложному).

Обучение письму также может вызвать трудности. Необходимо сформировать правильный захват ручки, умение ориентироваться на листе бумаги, видеть строчки, находить начало и конец строки. Для овладения навыком письма необходима выработка плавных, ритмических, хорошо координированных движений руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.

Вопрос. Как помочь ребёнку, если он путает, неправильно пишет буквы?

Ответ. Если во время письма ребёнок путает буквы, поскольку только начал их изучать или вспоминает их после большого перерыва, то причин для беспокойства нет.

Другой момент, если ребёнок не может написать слово, потому что постоянно забывает буквы, а так же не помнит, как и в какую сторону их писать. Если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дисграфии (трудности в письме). Для её исправления обратитесь к логопеду. Специалист выявит вид нарушения, что позволит определить методы коррекции.

Вопрос. Как привить ребенку любовь к чтению?

Ответ. Этот вопрос один из часто задаваемых родителями. Это понятно. Сегодня для многих книгу заменяет телевизор и компьютер. Но книги все равно не исчезают из современной жизни, и дети должны их читать и любить.

1. Интерес к самостоятельному чтению книг быстрее формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в свободную минуту взрослые члены семьи берутся за книгу, ребенок невольно подражает им.

2. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

3. Запишите ребенка в библиотеку и регулярно посещайте ее.

Вопрос. У ребенка плохо с математикой. Не может понять условия задач. Что делать?

Ответ. Потому что ребенок просто не понимает прочитанное, а значит, и не понимает, что от него требуется в задаче. Такое происходит в 99 % случаев. И математика тут ни при чем. Нужно научить ребенка читать с пониманием. Скорее всего, проблемы с математикой уйдут.

Вопрос. Сможет ли ребенок слушать учителя, если дома ему любую просьбу нужно повторять десять раз? Что это вообще такое – ему силы воли не хватает или уважения к старшим?

Ответ. Скорее, внимания. Внимание дошкольника и первоклассника очень неустойчивое, нужно постараться, чтобы его захватить. Если вы хотите добиться от ребенка выполнения какой-то просьбы, сумейте сказать это так, чтобы он услышал. Психологи говорят, что нужно опуститься на уровень ребенка. И это можно трактовать не только буквально: присесть и смотреть в глаза. Можно сказать шепотом, сказать с особой интонацией. И предупредить, что дважды повторять не будете.

Вопрос. Как быть с «левшой»?

Ответ. Ни в коем случае не переучивайте ребенка, это может привести к психоневрологическим нарушениям (повышенная возбудимость, заикание, энурез, нарушение сна и т.д). Сейчас есть специальные прописи для леворуких детей, обсудите с учителем возможность обучения по ним ребенка.

Вопрос. Надо ли с начала учебного года отдавать ребенка на кружки и секции?

Ответ. Лучше сделать это позже, когда ребенок адаптируется к школе. Но если ребенку очень хочется, разрешите ему. Но не занимайтесь сразу во многих секциях и кружках, не перегружайте ребенка. У него должно быть «просто свободное время».

Вопрос. Что важнее для интеллектуального развития детей: общение со взрослыми или общение со сверстниками?

Ответ. В общении со взрослыми дети учатся развиваться, в общении со сверстниками учатся конкурировать. Оба этих умения важны.

Вопрос. Ходили на ментальную арифметику. Как были проблемы с математикой, так и остались. Что делать?

Ответ. Ментальная арифметика – это счет на воображаемых счетах. Но когда вы при счете пользуетесь счетами, у вас не развивается ни понимание числа, ни понимание арифметических действий, ни абстрактное мышление (числа – это абстракции), центр счета в коре мозга тоже не работает. Нет ни одного исследования, опубликованного в научно рецензируемых изданиях, которое бы свидетельствовало о том, что «ментальная арифметика» помогает детям в освоении математики.

Вопрос. Как объяснить ребенку в начальной школе, что учеба – это его долг?

Ответ. Никак. Такое понятие, как долг формируется только в подростковом возрасте. Потому происходит подмена долга страхом. Родители напирают на ребенка, что «он должен». А ребенок не понимает этого «должен», но понимает, что от него требуют чему-то соответствовать. И он пытается, но не из долга, а из страха. Лучше объяснять ребенку на конкретных примерах, зачем ему те или иные знания и как он их сможет применять в своей жизни уже сейчас.

Вопрос. С какими стрессами ребенок может столкнуться ребёнок при поступлении в школу?

Ответ. Когда ребенок идет в первый класс, то вполне естественно, что он испытывает волнение в связи с попаданием в незнакомую и непонятную для себя обстановку.

Все дети, которые в первый раз идут в школу, сталкиваются со следующими видами стрессов:

  • Иммунологический. Ребенок попадает в большой коллектив детей и взрослых, у каждого из которых свое состояние здоровья. Кто-то чихает, кто-то кашляет, при этом это происходит не на открытом воздухе, а в условиях закрытого пространства. Поэтому вполне естественно, что в классе, коридоре или столовой дети сталкиваются с различными вирусами.
  • Социальный. Школа – это всегда новый коллектив, где каждому приготовлена своя роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям, занять определенную нишу в социуме.
  • Учебный. Здесь имеется в виду не только выполнение домашних заданий, но и необходимость спокойно сидеть на уроке положенное время, поднимать руку, когда он хочет что-то сказать или ответить на вопрос преподавателя.

В этом случае помогает предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому если ваш ребенок не посещал его, то хотя бы за год до школы нужно отдать его в сад или в развивающий детский центр. Здесь он столкнется с примерно теми же ситуациями, что и в школе (коллектив детей, разные социальные роли, тот же учебный стресс, только в более мягкой форме).

Главные советы

  • Будьте заинтересованы в своем ребенке, помогайте ему достигать положительного результата.
  • Не забывайте его хвалить, даже если его фактически успехи не так видны. Ребенок должен понимать, что вы оцениваете его деятельность.
  • Стремитесь к тому, чтобы ребенок выполнял все задания самостоятельно. Но если у него что-то не получается, то не нужно критиковать его. Не забывайте о таких фразах, как «Я знаю, что у тебя все получится», «Я верю в твои способности» и т.д. Так вы повышаете его уверенность в своих силах.
  • Всегда давайте ему высказаться и не перебивайте. Не подавляйте его познавательную активность и инициативу.
  • Всегда отвечайте на все его вопросы, потому что детская любознательность помогает ребенку получить максимально большой объем информации об окружающем мире, которая пригодится ему в дальнейшем обучении.
  • Все ваши требования и запреты должны быть обоснованы. Недостаточно просто сказать: «Нельзя» или «Так надо» - важно донести до ребенка точную причину вашего отказа или требования.
  • Никогда не сравнивайте его и его успехи с другими детьми или вашими родственниками. Помните, что ребенок только учится учиться, поэтому он не может сразу демонстрировать феноменальные успехи.

Самый главный совет, который может дать любой психолог – принимайте своего ребенка таким, какой он есть, т.е. со всеми его достоинствами и недостатками. Это вечная проблема завышенных ожиданий родителей, которые часто в лице своих детей хотят воплотить то, чего они сами не смогли достичь в своей жизни.

Помните, что ваш ребенок – это не поле для реализации ваших собственных амбиций. Это полноценная личность, которой могут нравится совершенно не те занятия, которые нравились вам в детстве. Цените индивидуальность ребенка и то время, которое вы проводите вместе.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie