Чему обучают ребёнка в детском саду
Программа организации "МАДОУ «Детский сад № 32 «Белоснежка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО).
Цель – разностороннее развитие ребѐнка в период дошкольного детства с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций (п. 14.1. ФОП ДО).
Программа организации направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАДОУ «Детский сад № 32 «Белоснежка» (далее – УО (ИН), Программа) разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО) и ФГОС дошкольного образования.
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как: 1. Предметная деятельность. 2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры). 3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми). 4. Познавательно - исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),
а также такими видами активности ребенка, как: восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.
Основные задачи: 1) Создание условий для формирования культуры безопасности личности в процессе деятельностного познания ребенком окружающего мира (природы, общества, культуры) и самого себя (своего тела, здоровья, потребностей, особенностей, интересов, способностей). 2) Расширение опыта и практических навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (дома, в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах, в путешествии и др.). 3) Создание условий для системного ознакомлений ребенка с разными видами безопасности (витальная, социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др.). 4) Создание условий для осмысления и практического освоения ребенком норм и правил безопасного поведения в организации своей жизни, в общении с природой и другими людьми, в процессе использования материалов, предметов, инструментов, оборудования как достижений культуры. 5) Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всем его многообразии и становлению в сознании ребенка целостной картины мира (опасно/безопасно, страшно/не страшно, болезнь/здоровье, больно/приятно, грустно/весело, слабый/сильный, разрушение/ созидание, движение/покой, жизнь/смерть, часть/целое и др.). 6) Развитие восприятия, мышления, воображения как эмоционально-интеллектуального процесса открытия ребенком окружающего мира и норм взаимодействия с другими людьми, природой, культурой. 7) Поддержка активности, инициативы, самостоятельности с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка как уникальной личности
Основные задачи:
Обучающие: формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности); формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами; формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками); формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам; формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т.д.).
Развивающие: пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний; развивать любознательность и активность; развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.); развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений; развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.
Воспитательные: вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений; воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе; формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях; воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия; прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру
Основные задачи:
Образовательные: формирование целостной естественно-научной картины мира; создание предпосылок научно-технологического и инженерного мышления; развитие ассоциативного мышления; формирование и развитие трёхмерного пространственного воображения; освоение навыков конструирования и моделирования; приобщение к азам робототехники; знакомство с основами пиктограммного программирования.
Развивающие: развитие познавательного интереса и активности детей с учётом их возможностей, склонностей, интересов; развитие крупной и мелкой моторики, комбинаторных способностей; развитие логического, алгоритмического и креативного мышления; развитие творческого воображения, технического творчества; развитие предпосылок учебной деятельности; развитие коммуникативных навыков, инициативности, творческого потенциала; создание условий для выявления и поддержки одарённых и высокомотивированных детей.
Воспитательные: формирование познавательных интересов к окружающему миру и стремление к новым знаниям через познавательно-исследовательскую деятельность; поддержка познавательной активности и коммуникативной инициативы, способствующей воспитанию социально активной личности; содействие сотрудничеству и сотворчеству детей и взрослых; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; создание условий для ранней профессиональной ориентации детей; воспитание навыков контроля и самоконтроля; обучение навыкам командной работы
Основные задачи: Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, воспитание у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, любовь к Родине, гордость за ее достижения; уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям и пр.; традиционные гендерные представления; нравственные основы личности — стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть «хорошим»). Развитие познавательного интереса, стремления к получению знаний, формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, вузе. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Обеспечение открытости дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада; обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.); обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.